Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.319 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 42.993 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.319 |
EUR | 42.900 | 43.600 | 42.993 |
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги — головная боль большинства украинцев. Только за последние два года они поднимались трижды. И власти лишь впустую обещают, что вместе с ростом цифр до "европейских" соответственно вырастет и качество услуг. Одним украинцам приходится унижаться, выпрашивая субсидии, чтобы свести концы с концами, другим — платить неподъемные 3–5 тыс. грн в месяц. У многих даже в Киеве на это уходит вся зарплата или пенсия.
Ближе к выборам тема завышенных тарифов снова в тренде. На днях суд признал: цена на газ, которая действовала 2,5 года, является незаконной. Таким образом, украинцы получили основания для перерасчета счетов за газ и тепло.
Однако рядовые граждане покупают втридорога не только энергоносители. Не имеют экономического обоснования и услуги ЖКХ. "Вести" провели собственное расследование и выяснили, что местные власти через ЖЭКи на свое усмотрение и в нарушение действующих нормативов вписывают завышенные цифры в коммунальные платежки. При этом никакого контроля над этим процессом со стороны государства нет. Более того, как утверждают источники "Вестей", реформа децентрализации, проведенная правительством Владимира Гройсмана, отстранила центральную власть от вмешательства в эту сферу и разрешила местным властям практически бесконтрольно доить украинцев.
Служебный обман
С мая 2018 года жители городка Люботин в Харьковской области переплатили только за холодную воду и водоотведение почти 1 млн грн, который местный совет незаконно включил в тариф. Такие данные указаны в обращении общественного объединения "Жилищный союз Украины" в Нацполицию, копией которого располагают "Вести". Плюс к этому государство отправило местным коммунальщикам 115 тыс. грн — формально на погашение субсидий потребителям, а фактически они перекочевали в Люботинский горсовет.
Сумма, на первый взгляд, небольшая, но лишь за одну недорогую услугу, да и Люботин — не мегаполис, всего 20 тыс. жителей. Но таких городков в стране — полторы тысячи. Да и само деяние тянет отнюдь не на мелкую уголовку — статьи 366 и 367 УК — "Служебный подлог" и "Служебная халатность".
"Практика использования экономически необоснованных тарифов свойственна многим городам — Фастову, Броварам, Лубнам и так далее. Анализируя сейчас тарифы по 150 городам в четырех областях — Винницкой, Харьковской, Полтавской и Житомирской, — мы видим завышение в целом тарифов до 14% от нормативов. Благодаря этому, по нашим оценкам, из государственного бюджета привлечено субсидий на 3–6% больше, чем должно было быть", — рассказывает источник "Вестей" в Жилищном союзе Украины.
Особая ситуация сложилась в Киеве, уверяет эксперт. Столица давно стала государством в государстве. Фактически столичные власти освобождены от обязанности хоть как-то проверять или обосновывать тарифы ЖКХ. Нормативы для этого вроде бы и есть, но коммунальные предприятия вертят ими, как пожелают.
"Если предприятие не присоединилось к отраслевому соглашению (между работодателем, профсоюзами и Кабмином. — Прим. ред.), то выполнение каких-либо норм для него необязательно. А так как это присоединение добровольное, то предприятия творят, что хотят. Они могут брать с одного соглашения одну норму, с другого — другую. Они могут включать какую-либо норму в расчет тарифа, а потом в коллективном договоре ее не применять. Все, что сейчас есть, — экономически не обосновано", — считает собеседник "Вестей" из Жилищного союза Украины.
Чемодан без вокзала
Квартплата, которую мы платим ежемесячно, на 70% состоит из зарплат сотрудников коммунального предприятия, уточняют эксперты. Однако каких-либо норм, которые должны определять число работников в штате этой обслуживающей структуры, — например, ЖЭКа или водоканала, — не существует. То есть теоретически в тарифы, которые коммунальщики подают на утверждение местным властям, можно включать любое количество персонала.
"Пользуются устаревшими нормами еще УССР, в которых на 30–40% численность сотрудников коммунальных предприятий завышена. Так работала вся отрасль. Например, есть котельная, и в старых нормах указано, что круглосуточно в ней должен находиться один человек. То есть в штате всего должно быть не менее пяти человек. А по факту котельная уже автоматизирована, и там вообще никого сейчас нет. То же самое касается насосных установок на водоканалах и так далее. Это везде. Многие пользуются этими старыми нормами, которые вообще не имеют законодательного статуса. Этакий мыльный пузырь, который всегда надувался в тарифах по принципу "проси больше — а там сколько дадут", — говорит сотрудник Жилищного союза Украины.
Поэтому предприятия включают в свои расчеты всех — и живые, и "мертвые" души по максимуму. Органы местной власти часто утверждают эти нормы, и они формируют тарифы, которые ложатся на плечи конечного потребителя. Формальное завышение штата сотрудников предприятия ради незаконного обогащения — стандартная схема левого заработка коммунальщиков. Раньше, чтобы утвердить данное решение, ездили с чемоданами денег в Нацкомиссию по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), рассказывают собеседники, а сейчас еще проще — заносят "коробки из-под ксерокса" местным чиновникам и депутатам.
Сорить деньгами
Еще один сравнительно законный способ отъема денег у местного населения — услуга по сбору твердых бытовых отходов. Согласно действующим нормативам, мусор этой категории должен вывозиться бесплатно. Объясняется это просто: среди прочих отходов, которые граждане выбрасывают в мусорный контейнер, например, пищевых, есть полезные элементы. Например, металл, пластик, стеклянную тару, бумагу можно выгодно продать.
Доходы от "ценного мусора" должны перекрывать затраты жильцов на его вывоз. Но в украинских реалиях эта норма не работает. Люди платят за вывоз мусора из своего кармана, а кто-то его выгодно сбывает, кладя навар в карман собственный. Именно поэтому местным коммунальным царькам невыгодно устанавливать контейнеры для раздельного сбора мусора, но даже там, где они стоят, жильцы все равно платят за весь вывоз отходов.
"Заниматься мусором — выгодное дело, если это делать комплексно, то есть не давать никому выковыривать "изюм из булочек". А по факту кто-то собрал ПЭТ, кто-то металл, кто-то стекло, кто-то бумагу. Если б мусором занимались системно, то, конечно, это бы повлияло на уменьшение коммунальных платежей", — объясняет Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ.
"Все зарабатывают на уровне местного админресурса. Посмотрите и убедитесь сами: в пять утра дворники, которые все под местным начальником управления ЖКХ, "перерабатывают" весь мусорный контейнер, сортируют мусор, получают за это небольшую прибавку к зарплате, а все остальное идет в карман руководителям ЖКХ. Проходила новость, что утверждение этой нормы передали на уровень органов местного самоуправления, которое вообще не должно этим заниматься. В итоге будет полный бардак", — констатирует источник из Жилищного союза Украины.
Коммунальный хаос и его авторы
С одной стороны, правительство чуть ли не ежегодно рапортует о жилищно-коммунальной реформе — отмене советского регулирования и приближении к европейским стандартам. Говорят также о децентрализации и так называемом социальном диалоге с коммунальными предприятиями — когда они полюбовно договариваются с профсоюзами о том, какие должны быть тарифы. И этот договор должны визировать отраслевые федерации и Кабмин.
Но этот диалог остается лишь формальностью. В министерских кругах считается, что участником отраслевого соглашения может быть только то предприятие, которое вошло в Федерацию работодателей. Но остальные коммунальные структуры — не члены — тоже используют это соглашение и, по сути, воруют субсидии у государства, объясняют эксперты.
Весь этот коммунальный хаос имеет своих авторов, уверен Кучеренко.
"Вовк (Глава НКРЭКУ до 2018 года — Прим. ред.) и Гройсман сыграли эту игру, выведя полностью государство из сферы ЖКХ. Есть свои накрутки на уровне местных властей, нельзя было отдавать им полностью тарифную политику. Но это была хрустальная мечта Гройсмана, когда он был мэром Винницы — чтобы никто к нему не лез в тарифообразование", — считает экс-министр.
По словам Кучеренко, системная коррупция в сфере ЖКХ имеет и своих бенефициаров. В мутной воде проще ловить рыбу, и одним из таких "рыбаков" является серый кардинал украинского политикума, одноклассник и близкий друг бывшего президента Петра Порошенко — Игорь Кононенко. Именно он, говорят, традиционно курировал киевское "хозяйство" и как негласный представитель президента в столице якобы обеспечивал переход коммунального имущества мегаполиса из рук олигарха Рината Ахметова на баланс Киевсовета.
"Вовк в свое время протащил норму, что, если есть меньше 90% домового учета (охвата общедомовыми счетчиками тепла. — Прим. ред.), то соответствующие тарифы регулирует город. При переходе имущества от "Киевэнерго" к "Киевтеплоэнерго" куда-то пропали 2,5 тыс. домовых счетчиков. Кличко (мэр Киева Виталий Кличко. — Прим. ред.) ранее говорил, что у нас 95% учета, а сейчас выходит процентов 70… Никто толком не знает. И, отталкиваясь от этого критерия, город теперь сам регулирует тарифы. Бенефициары — это Кононенко, Вовк, местные органы. Сам Кличко от этого далек", — озвучивает расклады Кучеренко.
При этом сама передача коммунальной собственности властям столицы, поданная как восстановление социальной справедливости, вполне возможно, имеет куда более низменную цель — подлатать инфраструктуру за счет городского бюджета, а потом вернуть все назад в частные руки. С соответствующим гешефтом, разумеется.
"Рыба гниет с головы. Когда отопительная система была закреплена за "Киевэнерго", то были квоты — ты приезжаешь на ремонт, у тебя есть полтора метра трубы и не больше, и ты в них должен уложиться. Потому что частный владелец не был заинтересован в долговечности сетей. Сейчас их передали на баланс горсовета, который 90% изношенности приведет к 50% за счет городского бюджета, а потом все снова вернут в собственность частникам, например, тому же "Киевэнерго", — считает Сергей Ряполов, глава общественной организации "Центр помощи ОСМД".
Условия для коррупции
Однако чересчур демонизировать именно местные власти не стоит, уверяют эксперты. Под маркой реформы децентрализации на города взвалили в основном обязанности, а большая часть финансирования как была у центра, так и осталась. И муниципалитеты выкручиваются, как могут.
"Местным властям передали обслуживание социальной сферы, но при этом денег в местных бюджетах стало меньше, когда правительство Арсения Яценюка пролоббировало норму, которая забрала из местных бюджетов 15% налогов на доходы физических лиц — и стало 60% вместо 75%. По факту оставшиеся деньги идут монополистам, которые обеспечивают коммунальные услуги. Единственное, на чем могут сейчас заработать городские власти, — это вывоз мусора, но ведь это очень мало. За последние десятилетие ситуацию не изменили: 80% доходов идет в центральный бюджет, в местный — 20%. При этом расходы ложатся на 55% на центр, а 45% — на места", — рассказывает Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности.
Он считает, что децентрализация на самом деле привела к еще большему контролю муниципалитетов, которых используют ради политических целей, а также ради теневого заработка. Искусственно созданная ситуация вечной нехватки средств приводит к тому, что в борьбе за субвенции создаются условия перманентной коррупции. Мэры идут на поклон к губернаторам и отстегивают от полученного на коммунальных схемах сколько нужно. Кто-то "договаривается" при распределении средств на свой округ, а кто-то — нет. Это еще один рычаг для борьбы действующей власти с оппозицией.
С этим согласен Александр Слобожан, глава Ассоциации городов Украины. В первые два года реформы децентрализации, 2015-й и 2016-й, указывает эксперт, финансирование местных властей улучшилось, однако после ситуация стала ухудшаться.
"Если в первые годы субвенции перечислялись прямо на места, то с 2017 года они оказались закольцованы на областном уровне. В прошлом году правительство выделило на дороги местного значения 14,2 млрд грн. Из них до территориальных общин, сел и поселков дошел только 1 млрд грн. Остальные деньги зависли на областном уровне, так как формально их заказчиком являются областные государственные администрации, а потом вернулись в бюджет как неосвоенные средства. На этот год правительство выделило 16,5 млрд грн дополнительных дотаций на образование и медицину. Из этих денег на областных сессиях распределено только 5%. Причина задержек в том, что глава администрации не хочет давать денег тому или иному мэру", — рассказывает Слобожан.
Причиной таких перемен являются принятые в 2017 году Верховной Радой под давлением фракции БПП изменения в Бюджетный кодекс, которые передали функцию распределения средств для местных бюджетов на области ради укрепления губернаторской вертикали президента. Таков был политический запрос сверху. В итоге сокращаются программы развития ЖКХ и изыскиваются деньги на зарплаты, где только можно. Новая модель лишь усугубила коррупцию на местах, считают источники "Вестей".
"Если раньше были критерии, на основе которых можно было контролировать распределение средств и требовать отчета, то сейчас на основе нормы, внесенной нардепами в Бюджетный кодекс губернаторы фактически распределяют средства для местных бюджетов на собственное усмотрение. Это как революционный суд, который принимает решение, исходя из идейных убеждений", — иронизирует Слобожан.
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.