Банк | Покупка | Продажа | НБУ |
USD | 39.800 | 40.300 | 41.319 |
EUR | 40.000 | 41.000 | 42.993 |
USD | 41.150 | 41.649 | 41.319 |
EUR | 42.900 | 43.600 | 42.993 |
Правительство решило помочь пользующимся электроотоплением украинцам, которым ранее повысило стоимость услуги почти в два раза. Рост платежек в январе и последующие месяцы будет компенсирован выплатами от государства, пообещал премьер-министр Денис Шмыгаль.
Механизм должен быть утвержден в ближайшее время, но пока известен в общих чертах – глава правительства только заверил, что помощь, в отличие от коммунальных субсидий, будет начисляться домохозяйствам без привязки к доходам.
Как подорожает электроотопление в 2021
С 1 января 2021 года бытовым потребителям в Украине установили единый тариф на электрическую энергию в 1,68 грн за киловатт. Такая ставка действовала и ранее, но за объемы, превышающие первые 100 кВт-ч: в этих рамках пользователи платили 90 копеек/кВт-ч. По расчетам Министерства энергетики, новые тарифы утяжелят платежки на 78 грн.
При этом наиболее от отмены "льготной" части тарифа, считают эксперты, пострадают две категории потребителей: малообеспеченные украинцы, старавшиеся расходовать свет до 100 кВт-ч в месяц (это возможно при минимальном количестве электроприборов), а также те, кто пользовался электроэнергией с целью отопления жилья.
По тарифу в 90 копеек они могли оплатить куда большие объемы, чем обычные энергопотребители – до 3000 кВт-ч. Это, а также использование двух- и трехзонных счетчиков, давало возможность домохозяйству серьезно экономить. 3000 кВт-ч для многих домохозяйств если не превышало уровень месячного потребления, то составляло его большую часть.
Согласно открытой информации производителей и продавцов электроборудования, на обогрев дома площадью 80 м2 требуется 1800 кВт-ч в месяц (22,5 кВт-ч/м2). До 2021 года затраты таких домохозяйств, без доступного благодаря зонным счетчикам ночного тарифа, составляли 1620 грн.
Жителям домов большей площадью средний расход электричества уже не позволял остаться "льготниками". Если круглосуточно обогревать жилье 200 м2, то нужно около 4500 кВт-ч и, соответственно, 5220 грн.
Установка зонных счетчиков обеспечивала сокращение трат еще на порядок. С 23:00 до 7:00 тариф для двухзонных счетчиков составлял половину от стандартного: в пределах 3000 кВт-ч ночная ставка снижалась до 45 копеек/кВт-ч, а при большем потреблении достигала уровня в 84 копейки.
Тарифные условия для трехзонных счетчиков дают еще большую выгоду при ночном потреблении, но худшие во время пиковой нагрузки. При установке системы в 2020 году можно было платить 36 копеек за киловатт в пределах первых 3000 кВт-ч и 67 копеек за все сверх этого. Во время пиковой нагрузки, с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 22:00, работа котла стоила дороже обычного: тогда тариф достигал 1,35 грн до 3000 кВт-ч и 2,52 грн – после.
Как объяснял эксперт по вопросам энергетики Сергей, зонным учетом пользуется большинство потребителей с индивидуальным электроотоплением.
Зонный учет не отменяется в 2021 году, однако ввиду его привязки к стандартной ставке он также повысится в два раза: к примеру, бывшие 45 копеек при двухзонной системе превратятся в 84 копейки.
Таким образом, в этом году стоимость электроотопления (если владелец дома круглосуточно и равномерно ночью и днем "топит" помещение) приблизительно составит:
С другой стороны, отметила энергоэксперт Мария, на практике дома с установленным электрокотлом должны расходовать не менее 5000 кВт-ч в месяц – "это самый минимум", говорит Ирина, прогнозируя, что стандартная платежка без зонного учета вырастет до 8400 грн.
Большим домам помощь не светит
Новость о росте тарифов застала энергопотребителей посреди отопительного сезона. Реакция властей на проблему электроотопления появилась на прошлой неделе: сначала анонсировал введение механизма целевых субсидий для пострадавших потребителей премьер Шмыгаль, а в четверг, 14 января, дополнительную информацию о планах КМУ сообщил глава фракции "Слуга народа" Александр Корниенко.
Он пояснил, что бывшие ранее льготные ставки на электроотопление обеспечивались перекрестным субсидированием со стороны государственного оператора атомных электростанций "Энергоатом" – теперь же льгота будет выплачиваться из бюджета в денежном виде. Отметим, что изменения соответствуют логике предложения Энергоатома по реформе рынка, которое в предприятии выдвигали еще в прошлом году.
Субсидия на электроотопление будет отличаться от прочих субсидий на ЖКУ тем, что ее будет предоставлять без привязки к доходам домохозяйств, заявлял Денис Шмыгаль.
Предварительный размер субсидии озвучил в свою очередь Корниенко – если верить депутату, у компенсации все же будет определенный механизм расчета, согласно которому она составит около 1000 грн. Глава президентской фракции также уточнил, что субсидии будут выплачивать сразу за январь, даже если потребитель обратится за помощью в феврале.
Комментируя предположительную сумму субсидии, Мария Яковлева указала, что 1000 грн относительно полной стоимости услуги, превышающей 8 тыс. грн, не будет значительной.
Отметим, что средний рост тарифа для всех типов потребителей, обогревающих жилье электроэнергией, составит 2000 грн – если руководствоваться данными Александра Корниенко о "субсидии в около 1 тыс. грн", полностью госпомощь не покроет отмену льготного тарифа.
Одновременно с анонсом нового вида субсидии в правительстве начали компанию по информированию населения о возможности обращениям за стандартными субсидиями на жилищно-коммунальные услуги.
Они предоставляются, если затраты на коммуналку превысили предельный уровень, вычисляемый исходя из дохода семьи. Средний размер субсидии в отопительный период составляет 1600 грн, однако на ее выдачу существует множество ограничений. В частности, не возместят убытки проживающим в доме более 230 м2.
100 млрд на субсидии
Рост платежек увеличит спрос на субсидии и, как итог, потребует увеличенного финансирования государственных программ социальной помощи – даже если не учитывать средства, которых потребует новая субсидия на электроотопление.
Между тем в госбюджете 2021 года заложено 36,6 млрд грн на финансирование программы субсидий за жилищно-коммунальные услуги – это на 2,7 млрд меньше, чем в предыдущем году. Министр соцполитики Марина Лазебная ранее высказала убеждение, что этих средств хватит для прохождения "критических" месяцев отопительного сезона. Эсперты в этом сомневаются.
"Я бы сначала задала властям вопрос: а где вы возьмете деньги на субсидии, если из-за коронавируса у вас дефицит бюджета 200 млрд грн? В случае такого бесконтрольного роста цен потребность в субсидиях может достигнуть и 100 млрд грн", – полагает Мария.
Так как в госбюджет на субсидии 2021 года не было заложено специализированной льготы на электроотопление, то, обратил внимание Сергей, затраты на нее придется обеспечивать за счет других статей расходов на субсидии: "остальным ее получателям, возможно, придется подвинуться", предположил специалист.
Последний вывод Сергея подтверждается и заявлением Дениса Шмыгаля о том, что новая субсидия будет выдаваться гражданам без привязки к доходам – то есть, можно предположить, на безусловной основе.
Однако отсутствие привязки льгот к доходам домохозяйств противоречит европейской практике, считает ведущий эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Максим Билявский.
"Любые льготы и субсидии – это инструмент защиты уязвимых потребителей и снижения энергетической бедности. Поскольку в Украине за чертой энергетической бедности находится 30% домохозяйств, игнорировать принцип пропорциональности недопустимо", – считает Билявский.
В то же время Билявский оценил сумму, необходимую для помощи всем домохозяйствам, пользующимся электроотоплением, – это как минимум в 1,5 млрд грн. Эксперт считает, что их можно привлечь из средств, высвободившихся после отмены льготной части тарифа за первые 100 кВт-ч: в годовом эквиваленте, говорит Билявский, это принесло бы бюджету 4 млрд грн.
Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання
Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.
Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.