РУС УКР РУС ENG
НБУ: USD: 41.253 EUR: 43.563
Банк Покупка Продажа НБУ
USD 39.800 40.300 41.253
EUR 40.000 41.000 43.563
USD 41.150 41.649 41.253
EUR 43.370 44.039 43.563
Новость

Станция доходная: зачем Укрзализныця реформирует вокзалы

Сейчас вокзалы приносят железной дороге только убытки. Ежегодно на содержание вокзалов УЗ тратит около 0,5 млрд грн
1507
27 апреля 2018 г.



В «Укрзализнице» решили создать вокзального оператора – все вокзалы железной дороги до конца года объединят в одну специализированную компанию. Об этом сообщил Евгений Кравцов, и .о. руководителя железной дороги, во время ІІІ Украинского инфраструктурного форума, который проходил 19 апреля в Киеве. Такие изменения, считают в УЗ, позволят эффективнее управлять вокзальными станциями и приведут к улучшению их финансовых результатов. Один из вариантов, который рассматривали при предыдущем руководителе «Укрзализници» Войцехе Бальчуне – сооружение второго этажа в зданиях вокзалов крупных городов. Высота потолков, по мнению польских менеджеров, считалась подходящей. Дополнительные площади планировалось сдавать под магазины и точки общепита.

Зачем нужны перемены? Сейчас вокзалы приносят железной дороге только убытки. Ежегодно на содержание вокзалов УЗ тратит около 0,5 млрд грн. Самый дорогой – центральный пассажирский вокзал Киева, в 2016 году на его содержание госмонополист потратил более 145 млн грн. «Основная статья расходов станции Киев-Пассажирский – расходы на организацию и обеспечение процессов обслуживания пассажиров, содержание помещений и территорий в надлежащем техническом и санитарном состоянии, оплата труда, топливо, оплата коммунальных услуг, электроэнергии, амортизация и пр.», – сообщили в пресс-службе УЗ.

Откуда взялись убытки? Основная статья доходов вокзалов – так называемая подсобно-вспомогательная деятельность – оформление проездных документов пассажирам, камеры хранения, комнаты отдыха, платные залы, туалеты, иногда – паркинги. Но это не покрывает расходы на их содержание. Например, почти 75 % доходов киевскому вокзалу приносит оформление проездных документов, то есть пассажирское подразделение УЗ, которое само по себе убыточно для железной дороги. В прошлом году оно принесло около 11 млрд грн убытков.

Как же аренда? На арендной деятельности вокзалы почти не зарабатывают. «Совокупная площадь помещений вокзалов – порядка 800 000 кв. м. Но сданы под аренду в лучшем случае 20 %, и то только на вокзалах крупных городов», – констатирует финансовый директор УЗ Андрей Рязанцев. 

В том же главном столичном вокзале, по официальным данным, в 2016 году было заключено 15 договоров аренды. «Но договоры аренды заключались давно, и из года в год цена аренды не пересматривалась. Кроме того, вокзалы сдавали в аренду не большую площадь, а по несколько квадратных метров, что тоже невыгодно», – объясняет Кравцов.

Что планируют сделать в УЗ? «Мы определили для себя приоритеты на следующие три года. И направим усилия, чтобы весь наш вокзальный комплекс, как минимум, самоокупался. Как максимум – приносил стабильно растущую прибыль компании», – отмечает Евгений Кравцов.

Рязанцев добавляет, что этим не должна заниматься «Укрзализныця». По его словам, существуют специализированные частные компании, которые знают, как сделать вокзалы эффективными, что там должно быть. То есть после объединения вокзалов в специализированное подразделение (компанию) УЗ может привлечь к сотрудничеству частный капитал.

Каким может быть сотрудничество? Одним из инструментов может стать передача вокзалов в концессию. Сейчас на железной дороге изучают, в каком формате это лучше сделать – возможно, вокзалы будут передаваться в каком-то комплексе. Например, помещение вокзала в крупном городе отдадут инвестору вместе с несколькими вокзалами в небольших населенных пунктах.

«На вокзал в Киеве выстроится огромная очередь желающих, а вот на прекрасную станцию в Жмеринке желающих может и не быть», – поясняет Кравцов. «У нас нет задачи сделать прибыльными один-два объекта, наша задача – вывести на безубыточность все вокзалы», – соглашается Рязанцев.

Каковы шансы? Опыт эксплуатации железнодорожных вокзалов в Европе говорит о том, что украинские станции можно сделать прибыльными, ведь практически все они находятся в центральной части населенных пунктов. К тому же у железной дороги самая крупная вокзальная сеть в стране, почти все объекты такой недвижимости находятся в центральной части города/населенного пункта, ежедневно через них проходит большой пассажиропоток. Поэтому такие объекты могут быть действительно интересны бизнесу.

Например, в КГГА на территории Дарницкого пригородного железнодорожного вокзала хотят построить торгово-офисный отельный комплекс (помещение будет объединено со зданием самого вокзала). Сейчас власти ищут инвестора. А во Львове изучают возможность строительства второго вокзала. Предполагается возведение второго здания по аналогии с вокзальным комплексом станции Киев-Пассажирский.

Каковы риски? Плачевное состояние (требуется ремонт), большая энергоемкость заведомо повышают риски инвестора. Еще среди зданий вокзалов – много памятников архитектуры, и любые изменения в конструкцию, внешний вид здания строго регламентированы, и это тоже снижает инвестиционную привлекательность таких объектов. Кроме этого, у многих вокзалов плохо развита прилегающая инфраструктура – там развита стихийная торговля, затруднен подъезд транспорта и часто попросту – хаос. Решить эту проблему УЗ не сможет, поскольку привокзальная инфраструктура – полномочия местной власти.  

Источник: Mind 

26 апреля 2018 г.
1655
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) готовит иск о возврате Одесского аэропорта в комм...
26 апреля 2018 г.
1365
Теперь в проектах решений, которые подаются на рассмотрение в Киевсовет по вопросам владения, распор...
25 апреля 2018 г.
2378
Кабинет министров разрешил «Международному аэропорту «Борисполь» увеличить инвести...
Українці, що ви думаєте з цього приводу? Давайте обговорювати!
Не стійте осторонь – вільно діліться своєю думкою з іншими людьми.
Але, будь ласка, будьте ввічливі та дотримуйтесь правил коментування. ПОСИЛАННЯ ЗАБОРОНЕНІ, та блокуються автоматом.
Заборонені будь-які посилання (коментар з посиланням не може бути доданий, він автоматично блокується)

Заборонено і буде заблоковано:
- реклама
- спам та шахрайство
- образи, дискримінаційні висловлювання

Редакція не модерує коментарі, відповідальність за зміст коментарів несе автор коментаря. Редакція Build Portal залишає за собою право не погоджуватись з думкою автора коментаря, проте надає свободу слова відповідно до ст. 21, 24 та ст. 34 Конституції України.

Шановні читачі, читайте коментарі вдумливо, пам'ятайте, що автором коментарів можуть бути різні джерела.

Будь ласка, поставтеся до цих правил з повною відповідальністю.
Якщо дії коментованого шкодять читачам, рекламодавцям, співробітникам Build Portal або всій нашій спільноті, ми можемо заблокувати користувача.
Читать полностью Скрыть
20 ноября 2024 г.
3625
Верховна Рада України на засіданні 19 листопада ухвалила у другому читанні проєкт закону про державн...
19 ноября 2024 г.
3607
На 2025 рік Уряд виділяє на виплату компенсацій лише 4 млрд гривень – щонайменше вдвічі меншу ...
12 ноября 2024 г.
3894
В той же час Україна потребує 5 мільярдів доларів для термінового відновлення інфраструктури...
Сегодня
4337
Особлива увага приділялася середньовічним технікам, зокрема, відновленню даху, відомого як «лі...
Сегодня
7509
Хмарочос Puzzle Tirana стане сучасним символом Тирани, поєднавши елементи сільської архітектури з жи...
20 ноября 2024 г.
1382
Що включає повний покрівельний комплект Ruukki, та чому його варто обрати...
Сегодня
508
26 листопада 2024 року в Києві відбудеться конференція-діалог "Забезпечення доступу до фінансування ...
11 ноября 2024 г.
1349
18 грудня 2024 року відбудеться UKRAINIAN SPECIAL BUILDING AWARDS IBUILD 2024, де будуть відзна...
11 ноября 2024 г.
1266
29 листопада відбудеться семінар та вебінар ФІНАНСУВАННЯ БУДІВНИЦТВА - 2024/2025! Житло (квартири, п...
Почтовая рассылка Build Portal для участников строительного бизнеса
Только самое важное
*один раз в неделю
Андрей Озейчук – строитель с 27-летним опытом, основатель компаний Rauta, Kovlar и Teza, предс...
26 июня 2023 г.
389
Андрій Озейчук – будівельник з 27-річним досвідом, засновник компаній Rauta, Kovlar та Teza, г...
18 марта 2024 г.
3728
BUILD PORTAL - Агрегатор новин
  • Збираємо всі існуючі новини будівельного ринку в одному місці
  • Унікальний "SMART рубрикатор" (розумний рубрикатор): це дуже деталізований по кожному напрямку рубрикатор аби ви змогли швидко знайти всі згруповані матеріали з потрібної теми
Build portal - українське народне медіа - без впливу оліграхів та влади!